В Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в рамках реализации Плана мероприятий на 2016/17 учебный год продолжается работа по сопровождению педагогов образовательных учреждений Николаевского муниципального района в процессе введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Так, 11 октября 2016 года состоялся очередной семинар для учителей 1 классов, приступивших к введению ФГОС ОВЗ, руководителей ШМО, специалистов сопровождения: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе.
Тема семинара «Особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР. Дефектологический аспект. Психологический аспект. Логопедический аспект».
Открыла семинар по традиции Пикалова Жанна Васильевна, директор Центра. Жанна Васильевна напомнила слушателям о том, что дети с задержкой психического развития - это самая многочисленная и разнородная по качеству нарушений группа. Затем она нацелила внимание педагогов на то, что для эффективной и результативной работы с детьми с ЗПР необходимы знания причин задержки развития, а именно: тех процессов, которые происходят в головном мозге в период онтогенеза ребёнка.
Далее слово было предоставлено Лебедевой Ольге Леонидовне, педагогу-психологу Центра, которая в доступной форме, наглядно, с использованием макетов нейронов рассказала присутствующим о принципах формирования нервной системы ребёнка, отдельно затронув процессы миелинизации мозга, нарушение которых приводит к задержке психического развития. Далее психолог показала взаимосвязь этапности сформированности структур головного мозга и эффективности предъявляемых ребёнку коррекционных заданий.
Полюх Наталья Александровна, учитель-логопед Центра, своё выступление так же связала с работой мозга. Логопед рассказала присутствующим о том, что для грамотного письма необходимо хорошо развитые фонематические процессы (слух, восприятие, представление). Наталья Александровна объяснила педагогам, что сначала у ребёнка развивается правое полушарие, которое связано с развитием фонематического слуха, темпа, ритма, тембра, интонации, и в норме это происходит автоматически. У ребёнка же с ЗПР этого автоматизма не происходит и, поэтому, требует коррекции. В левом полушарии происходят процессы высшего порядка (и письмо в том числе), оно развивается позднее. Поэтому невозможно проводить коррекцию нарушений письма, не приведя в норму фонематический слух. Далее педагогам были даны практические рекомендации, упражнения на развитие фонематических процессов.
Продолжила мысль своих коллег Короткова Марина Юрьевна, учитель-дефектолог Центра. Марина Юрьевна представила коллегам фрагмент фильма «Маленький Николя», который наглядно показал, что происходит в голове у обучающегося с ЗПР в момент, когда учитель на уроке задаёт ему вопрос. Марина Юрьевна ещё раз подчеркнула, что нельзя перегружать, торопить и создавать для таких детей стрессовые ситуации. Далее, она раскрыла общие принципы коррекционной работы с такими детьми, познакомила с некоторыми программами, на которые могут опираться учителя начальной школы в работе с детьми с ЗПР. В рубрике «Учителям на заметку» Марина Юрьевна рассказала про специфику составления АОП в условиях инклюзии и предложила слушателям практические материалы для работы.
Работа семинара, выступление специалистов Центра была оценена высоко всеми присутствующими. В анкетах обратной связи педагоги отметили интересные, содержательные выступления, новизну для них некоторой информации, благодарили за практические материалы.
Материалы семинара будут размещены на сайте Центра во вкладке «Сопровождение ФГОС».
|