Подошел к концу очередной учебный год, и в Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию стали обращаться родители с жалобами на школьную неуспешность своих детей, закончивших первый, второй и даже более старшие классы. В чем же причина не усвоения детьми школьной программы?
Все без исключения родители хотят, чтобы их дети учились хорошо - без ошибок. Но на деле далеко не все дети становятся успешными в школе. Почему же это происходит? Попытаемся ответить на Ваш вопрос. Понятно, что речь сегодня не пойдёт о ситуации, когда ребёнок просто-напросто не учит правила или мало читает и оттого у него не получается хорошо делать ни то, ни другое.
Дело в том, что некоторые родители считают самым главным показателем готовности ребёнка к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Ведь буквы – это всего лишь символы, гораздо важней научить ребенка слышать и различать звуки, особенно схожие по звучанию и технике произношения.
Известно, что исходным процессом чтения является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное разделение слова на составляющие его элементы - звуки, установление их количества и последовательности, а также установление связей, отношений между ними.
Перед началом письма ребёнок должен произвести анализ слова. Однако уже в ходе записывания происходит обратный процесс - синтез, то есть мысленное соединение звуковых элементов, полученных в процессе анализа, в единое целое.
Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии, то есть на том, как ребёнок слышит и различает речевые звуки - фонемы. Фонематическое восприятие - это первая ступень в овладении грамотой, и формируется оно в период от года до четырех лет. Вторая ступень - звуковой анализ, формируется в более позднем возрасте, на пятом году жизни.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. А это обязательно приведет к стойким выраженным нарушениям чтения и письма - дисграфии и дислексии, так как русское письмо является звуковым.
Родители и педагоги должны понимать, что проблема развития навыка звукового анализа и синтеза важна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное обучение чтению и письму, а несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение детей к школьному обучению.
Предлагаем несколько полезных советов родителям для занятий с детьми дома:
Работу необходимо начинать с первой ступени - фонематического восприятия. На этом этапе вы можете научить ребенка:
1. Выделять гласный звук из звукоряда: О, А, У, О, И, Е, А, У, А. Например, попросить его хлопнуть, топнуть, когда он услышит звук А.
2. Выделять гласный звук А из слогов: НА, МО, АП, ПУ, ЗИ, АК, ЛА.
3. Определи гласный звук в начале слова. Например, Аист, Астра, Облако.
4. Определи гласный звук в конце слова. Например, окнО, мукА.
5. Выдели гласный звук в середине слова. Например, мАк, кОт, дУб.
Когда Ваш ребёнок овладеет данными навыками, Вы можете переходить к следующему, более сложному этапу работы - звуковому анализу и синтезу под контролем специалиста - учителя-логопеда.
Консультацию логопеда Вы можете получить в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по телефону 2-41-17 или при личном обращении по адресу ул. Сибирская, 193 (в здании школы № 2, 1 этаж).
|