Уважаемые родители, хотелось бы представить Вам некоторые рекомендации психолога в период подготовки Ваших детей к экзаменам. Любые жизненные изменения нарушают психологическое равновесие личности. Вашему ребенку экзамен выпал в особый период для всего мира, что усиливает тревогу и стресс. Вопросы как все пройдет, как все будет организованно, только усиливают напряжение в организме выпускника.
Вы, уважаемые родители, можете помочь Вашему ребенку. Поверьте, он нуждается в этом. В период подготовки и сдачи экзаменов Ваш ребенок переживает великое множество негативных эмоций, таких как страх, неуверенность, тревожность и все эти чувства лишь усиливаются общемировой ситуацией и вами лично, ведь вы тоже переживаете о будущем своего ребенка.
Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в своих силах. Страх получить неудовлетворительную оценку на экзамене мешает сосредоточиться и найти верное решение. В 2020 году к списку привычных страхов добавились и другие: страх новых инфекций, будущего, изменений в системе экзамена, оценок, поступления. Да, можно говорить, что в целом эти страхи были и ранее, но теперь они приправлены общемировой паникой и нахождением на самоизоляции. Поэтому ваша задача, помочь ребенку пережить этот период с наименьшими потерями в психическом и физическом здоровье.
Вслушайтесь, пожалуйста, в это слово ПЕРЕЖИВАНИЕ, т.е. “пережить” что-либо. Но пережить события или обстоятельства, породившие кризис, человек может только сам. Никто этого не сделает за Вашего ребенка ни Вы, ни кто-либо другой. НО процессом переживания можно в какой-то мере управлять, т.е. Вы можете своими действиями раздувать, культивировать переживания страха и неуверенности ребенком, постоянно грозя ему, что произойдет в случае, если он не сдаст экзамен, либо, наоборот, пытаться свести к минимуму все страхи перед испытанием. Убедите его и себя, что неудовлетворительная оценка – это не крах всему на свете.
Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки. Это особенно трудно сейчас, когда все мы находимся отнюдь не в трехэтажных особняках на райских островах. Мы изолированы в небольших квартирах, подчас с несколькими детьми, пожилыми родителями и волнениями о будущем. Под действием хронического стресса наше здоровье и мыслительные способности значительно снижаются. Однако, позитивный настрой – это источник “добрых” эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию. Итак. Если мы готовились в спешке и тревоге заучивали сложные формулы и постулаты, в панике собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать.
Попытайтесь создать ребенку комфортные условия для подготовки. Если Вы видите, что Ваш ребенок занимается, дайте ему это сделать. Попытайтесь создать комфортную эмоциональную обстановку в вашей квартире, пусть она станет местом единения, совместного отдыха и разговоров. Сейчас у вас есть время побыть вместе, поиграть в настольные игры, вместе приготовить что-то вкусное, заняться спортом или для чего-то, что вы так давно хотели сделать вместе.
Уважаемые родители, следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки не переутомлялся. Отдыхал и постоянно проветривал помещение. Обратите внимание, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! Только во сне в нервных клетках образуется “тигроидное” вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики.
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Признаки стресса:
- физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера.
- эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Относитесь спокойнее к их нервозности в этот период, вспомните себя, вы же наверняка тоже переживали в период экзаменов, а скорее всего и сейчас переживаете за будущее своего ребенка. Ваш ребенок для Вас самый лучший в мире. Сейчас тот самый момент, чтобы дать понять ему это!
Эмоционально поддерживайте Ваших детей. Больше хвалите своих детей! Подбадривайте их. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. И тогда у Вас и Ваших детей все получится!
Николаева Е.В. педагог-психолог МБУ ЦППМСП
|